Главная » Как правильно делать

Как правильно делать земной поклон

Правила о поклонах и крестном знамении для мирян

Каждый верующий приходящий в церковь креститься и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий :
В Церкви все благообразно и по чину да бывает
Крестное знамение ( т.е. изображение знака креста),является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры.
Для того, чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить человека перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Ибо Верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10).
Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).
Крестное знамение совершается правой рукой.
Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других - безымянный и мизинец - пригибаем к ладони.
Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа.
Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он -- есть Бог и человек.

Крестное знамение совершается обычно при словах (словословии) :

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа или при любом другом начале молитвы ,

и словах Слава Отцу и Сыну и Святому Духу или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.

Когда священник благословляет верующих, произнося слова Мир всем , надо поклониться, не совершая крестного знамения.

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны не спеша и не замирая ( например, с рукой, воздетой ко лбу), одновременно со всеми молящимися в храме.

Перед совершением поклона нужно перекреститься и только потом делать поклон.

При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего своеволия и желания..

Свт. Филарет, митр. Московский пишет :

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)»

Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии ; Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуиа и на Буди Имя Господне совершаются по 3 поясных поклона, только на Аллилуиа при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

В церковной практике крестяться с поясным поклоном:

-- При входе в храм и при выходе из него — три раза.

-- При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

-- На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи , совершается поясной поклон.

-- При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: припадем , поклонимся , молимся

-- При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

-- При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

-- При словах «Честнейшую Херувим».

-- При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».

-- Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)— по три раза.

-- При взывании к Господу, Божией Матери или святым.

-- На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Крестяться с земным поклоном:

-- В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.

-- В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

-- В начале пения «Достойно и праведно есть».

-- После слов «Тебе поем».

-- После слов «Достойно есть»

--При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

--При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».

-- В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.

-- В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

--В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения совершается :

При словах священника

-- «Благословение Господне на вас»,

-- «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

-- «И да будут милости Великаго Бога» и

-- При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Крестяться без поклонов:

-- В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.

-- В начале Символа Веры «Верую».

-- На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

-- В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься не положено

-- Во время псалмов.

-- Вообще во время пения.

-- Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов:

В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  2. В начале пения или чтения «Верую».
  3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
  4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
Креститься с поясным поклоном следует:
  1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  4. При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
  5. При словах «Честнейшую Херувим. ».
  6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
Креститься с земным поклоном следует:
  1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
  4. По окончании пения «Тебе поем. ».
  5. После «Достойно есть. » или задостойника.
  6. При возгласе «Святая святым».
  7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
  8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
  9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
  11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
  2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Не допускаются земные поклоны.
  1. В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Вопрос. Подскажите когда во время литургии делаются земные поклоны, когда поясные? И как правильно делается земной поклон (ладонями и лбом касаемся земли или локтями и лбом)?

Ответ. Церковная служба совершается со многими великими земными и малыми поясными поклонами.

Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме.

Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить и главою коснуться земли. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо ( не борзяся ) и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.

О неблагочинно совершающих поклоны Устав Церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуиа и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуиа среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи , твори поясной поклон. При пении и а чтении стихир и других молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: припадем , поклонимся , молимся .

После Честнейшему Херувим и перед Именем Господним благослови, отче (или: владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же - всегда поясные).

По Достойно. на повечерии и утрени, также и во время пения Честнейшую. на 9-й песни канона поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий (Паримия - чтение из Священного Писания Ветхого (иногда Нового) Завета) положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или: И со духом твоим , следует делать поясной поклон без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои головы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя голову. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят народ, то не следует креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие Христос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так нужно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.


Благослови вас Господь!

Источники: http://zembin.by/pravila-o-poklonax-i-krestnom-znamenii-dlya-miryan, http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi06.htm, http://religiya.bukovina.biz.ua/answers/zemnoy_poklon

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения